Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

19.12.2023

Как познакомить ребёнка с искусством?

Ребёнок, который ходит в музеи с удовольствием и искренне интересуется искусством, – разве такое возможно? Вполне! Стоит только найти правильный подход.

О том, как это сделать, ведущая подкаста «Книжный Архипелаг» Светлана Смольнякова поговорила вместе с библиотекарем и заведующей отделом культурных программ ОКЦ ЮЗАО г. Москвы Библиотеки №187 Екатериной Потаповой. Получился интересный разговор со множеством идей: с чего начать, куда сходить, какие книги изучать и что ещё можно делать вместе с детьми, чтобы привить им искреннюю любовь к искусству. С основными мыслями из подкаста можете ознакомиться ниже.

С. Смольнякова: Расскажите немного о своей работе. Чем занимается ваш отдел, и какие мероприятия с детьми вы проводите?

Е. Потапова: Я – педагог дополнительного образования, с детьми работаю больше 10 лет. В нашей библиотеке есть специализированный фонд на тему искусства – книги, которые можно найти не во всех библиотеках Москвы. За альбомами по искусству очень часто приезжают именно к нам – мы можем показать детям хорошие качественные издания. Также мы проводим разные мероприятия и для взрослой аудитории, и для детей: мастер-классы и творческие циклы.

С. Смольнякова: Насколько я знаю, у вас есть программы на YouTube с рассказами об искусстве?

Е. Потапова: Да, во времена ковида выстрелил наш YouTube-канал. Мы начали записывать лекции про художников, небольшие мастер-классы для детей о том, как рисовать. У нас миллионные просмотры и около 44 тысяч подписчиков. Новых записей пока нет, но старыми пользуемся до сих пор.

С. Смольнякова: К вам приходят и взрослые, и воспитанники детских садов. Всё-таки когда начинать знакомство с искусством? С какого возраста и в каком формате это делать лучше всего?

Е. Потапова: Я считаю, что ребёнок растёт вместе с родителями и начинает впитывать всё вокруг, с момента когда приходит в семью.

Как мама, и как педагог я плохо отношусь к тому, что жизнь целиком и полностью подстраивают под младенца. Его ведь можно к себе «привязать» и идти куда хочешь: он только кушает и спит. Если плачет – успокоить. Когда дети в музее что-то рассматривают даже из колясок, кажется, что они уже впитывают прекрасное.

Правда когда малыш начинает бегать и прыгать, становится тяжело ходить в музеи: это не доставляет радости ни ему, ни взрослым и напрягает музейных работников. А вот потом, уже после трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, происходит самое интересное. Да и всё, что интересно значимому взрослому, будет интересно и дошкольнику.

Отвести трёхлетнего ребёнка в палеонтологический музей – отличная идея. Связки «музей» и «скучно» уже не будет, вместо этого – позитивный опыт. И это прямая дорожка к искусству, оно ведь не ограничивается только картинами. В Москве много разных музеев: начинаем с азов, а затем отталкиваемся от интересов, чтобы было положительное подкрепление.

Примерно с 4 лет наступает возраст так называемого осознанного рисования, когда дети начинают рисовать сюжеты. Сейчас много художественных студий, где не рассказывают, как надо делать это по шаблону. Наоборот, талантливые педагоги дают возможность полноценного творческого развития – учат не бояться чистого листа, не бояться красок, не бояться цвета.

С. Смольнякова: Не случайно говорят, что, когда дети идут в школу, практически 90% на вопрос «умеешь ли ты рисовать» отвечают «да», а после начальной школы утвердительных ответов в 4-5 раз меньше. Возможно, педагоги неудачными комментариями или рамками отбивают желание рисовать.

В Москве есть замечательные студии, где дети через творчество знакомятся с искусством и изучают культуру. Например, детская студия при Музее Архитектуры Москвы, где ребята конструируют из бумаги, и программа «Юный востоковед» при Музее Востока.

Е. Потапова: У нас в библиотеке сейчас работают 3 студии для разного возраста: от дошкольников до старшеклассников. Я стремлюсь к тому, чтобы ребята видели, что мы их любим и ценим. Мы делаем выставки не на стенах, а на огромной витрине по пути в магазин неподалеку. Так работы видят гораздо больше людей, и дети могут многим показать свои картины.

С. Смольнякова: Вообще, прежде чем идти в серьёзные музеи, нужно ходить в музеи в принципе, чтобы такой вид досуга был в семье привычен и ассоциировался с удовольствием. К примеру, в тот же палеонтологический музей или Дарвиновский музей. Там есть экскурсии, в том числе на детский возраст. 

К посещению художественных музеев можно подготовиться. И в этом помогают книги. К примеру, у нас есть книга «Сирены, кентавры, горгоны и другие невиданные существа Древнего мира» Марии Лукьянцевой, которая 30 лет проработала в студии при Пушкинском музее с детьми. Ребёнок сначала читает про мифических существ в книге, а потом уже ищет их среди экспонатов. Можно и самим такой квест организовать. А ещё есть олимпиада «Музеи, парки, усадьбы». Она представляет собой квесты разного уровня и тоже помогает. 

Как по-вашему лучше начать подготовку к художественным музеям, и что может тут помочь?

Е. Потапова: Самое простое, с чего можно начать дошкольникам – репродукции. В моём детстве это были репродукции картин Васнецова, сейчас тоже очень много хороших. Почему бы их не вешать, например, на пробковой доске?

В сувенирных магазинах музеев, галерей и на маркетплейсах есть настольные игры по мотивам известнейших картин: мемори, лото.

Также в прошлом году в библиотеке мы делали интересный цикл для детей из средней школы: 4-6 классы. Покупали картины по номерам большого формата. А перед этим читали об истории произведения и жизни самого художника.

С. Смольнякова: Можно ещё собирать пазлы. Сейчас их делают в том числе из пластика: они не разваливаются и держатся очень хорошо. Среди таких пазлов есть и изображения известных полотен.

У меня в детстве был календарь с картинами Рафаэля, который мама купила на выставке. И это действительно приятные ассоциации и детские воспоминания.

Есть пример и из опыта нашей писательницы Юлии Кузнецовой – окружить ребёнка предметами искусства, к которым он привыкает, запоминает, а потом может и в музее их узнать. Это – такая точка входа.

Существует ещё много сопроводительных материалов: ориентированные на детей мультфильмы и фильмы. Хорошие и качественные иллюстрации развивают насмотренность и создают у детей в сознании галерею образов. Хорошо, когда они в разных стилях: у ребёнка появляются любимые картинки, и он таким образом развивает собственный вкус.

Предлагаю теперь обсудить роль книги в знакомстве с искусством и развитии насмотренности. Какие книги подходят лучше: художественные или энциклопедии? Какие вы используете на своих занятиях?

Е. Потапова: В нашей студии для дошкольников «Клуб нелюбителей книг» целое полугодие мы читали и рисовали по вашей книге «Коля рисует» писательницы Юлии Кузнецовой и потом сделали выставку работ.

Работая с главой, в которой Коля рисовал кабачок и искал кабачковый цвет, мы использовали альбомы с натюрмортами великих художников и рисовали голландский натюрморт из кабачков. Так, вместе с книгой мы познакомились ещё и с хорошими репродукциями.

Также каждый раз, когда наша библиотека получает новинки, мы стараемся познакомиться с книгами и организовать мастер-классы, связанные с ними. Недавно мы проводили класс по книге «Услышать свет», посвящённой жизни художника Василия Кандинского. Мы и узнали о жизни великого художника, и порисовали по мотивам его работ.

С. Смольнякова: Да, посещение студий и мастер-классов помогает увидеть спектр книг и подобрать подходящую. Даже в не московских библиотеках их достаточно, нужно просто узнавать и пробовать.

Хорошо начинать с книг или выставок, посвящённых одной картине: это краткое знакомство по времени, но не по смыслу. Держите дома энциклопедии, к ним хочется возвращаться, листать их. 

Когда мы работали над книгой «Коля в Третьяковской галерее», мы несколько раз ходили в Третьяковку. Ты идёшь по залу, смотришь на картины, запоминаешь, в каком порядке они висят, и когда приходишь в галерею, понимаешь, как ребёнок это увидит, на каком уровне картины расположены. Читать об этом в книге совсем иначе, нежели просто посмотреть в интернете. Маршрут выстраивается прямо в повествовании.

Как ходить в художественные музеи с детьми?

Е. Потапова: Из своего опыта помню, как в 5 классе нас повели в художественный музей, где всему классу было скучно и мы практически не слушали экскурсию. Через неделю мама повела меня в Третьяковку, где рассказывала сказки о Васнецове, мы разглядывали «Лунную ночь на Днепре» Куинджи, а завершилось всё это в кафе. И для меня это стало приятным воспоминанием, благодаря маме музеев я не боюсь. Но точно знаю, что нужно выбирать место, время и экскурсовода, чтобы ребёнок там не уснул. Я рекомендую:

«ГЭС-2» – модное, относительно новое место и уже любимое. Большинство программ бесплатные. Можно пойти с детьми или взрослыми.

«Огни Москвы» – маленький частный музей в районе Чистых прудов с обзорными и тематическими программами и творческими мастер-классами.

Музей кочевой культуры – этнографические выставки для всей семьи. С создателями обязательно нужно познакомиться лично всей семьёй! Посещение хижин, интересные игры и интерактивные лекции для детей от 6 лет.

Переделкино – прогулки по городку писателей. Мы часто ездим «в гости» к Чуковскому – в его дом-музей, в нём каждый раз по-новому и интересно. А ещё на территории Переделкино обновился Дом творчества, и теперь там часто проводят выставки и экскурсии, в том числе для взрослых.

Спектакль «Как стать художником» театра «Снарк». Вы побываете в мастерских великих художников. Этот театр передвижной, и его можно позвать куда угодно.

Рыбы с мозаики станции метро «Нагатинский Затон».  Это новая московская достопримечательность, сочетающая традицию стиля Московского метро и современность.

Усадьбы «Поленово» и «Абрамцево» с мастерскими, диорамами. Особенно красивы золотой осенью.

Будете в Петербурге – зайдите в кафе «Вкус искусства». Это и вкусно, и интересно: блюда по мотивам известных картин.

С. Смольнякова: Могу добавить:

Культурный центр «Зотов» – там проводят презентации книг и выставки, кинопоказы.

На территории завода «Кристалл» – спектакли и мастер-классы для детей, в том числе бесплатные.

Если мы говорим о ландшафтном искусстве, искусстве, связанным с природой, можно поехать в «Никола-Ленивец» или можно на мероприятия в Москве сходить: всё, что на открытом воздухе, легко посетить с ребёнком. 

Знакомство с искусством происходит не в сугубо академической среде. Есть много открытых пространств и новых форматов: мы с детьми ходили на мультимедийную выставку оживших картин, посвящённую импрессионистам, и интересно было всем.

Е. Потапова: Я всегда приглашаю всех в нашу библиотеку. После нового года у нас будет выставка репродукций художницы Татьяны Алексеевны Мавриной «В тридевятом царстве». Взрослые смогут посетить лекции, а дети – принять участие в творческих мастер-классах. 

Послушать подкаст полностью можно по ссылке: https://band.link/lKRs9