Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

15.01.2024

Как «бросать якоря» и «вить гнёздышки» во время походов в музеи с детьми?

В этом году в нашем издательстве выходит новая книга – «Коля в Третьяковской галерее» Юлии Кузнецовой. Вместе с писательницей мы поговорили о том, зачем ходить в музеи с детьми, как сделать этот процесс интересным для них, что такое «якоря» на экскурсиях и как вить «гнёздышки» во время походов на выставки с детьми.

Что такое интеллектуальный досуг

С. Смольнякова: Для меня «Коля в Третьяковской галерее» является некоторым продолжением книги «Коля рисует», хотя они не связаны сюжетно. Первая – лиричная книга о том, как ребёнок через рисование познаёт окружающий мир, лучше понимает свои эмоции и чувства. Логичным следующим шагом становится то, что он начинает понимать искусство в принципе. А книга – его проводник в мир искусства. Не научный, а весёлый, художественный. Она является продолжением исследования, которое происходит и у самого ребёнка, и внутри семьи во время совместных походов.

Ю. Кузнецова: Я вожу детей в музеи, потому что хочу, чтобы у них была привычка к интеллектуальному досугу. Есть разные способы провести свободное время. Некоторые из них не требуют интеллектуального усилия. Например, просмотр клипов в соцсетях. Когда их листаешь, ты отдыхаешь, мозг расслаблен, ощущаешь прилив дофамина. Это часть современной жизни, и в рамках разумного в этом нет ничего плохого.

Способ провести время, требующий интеллектуального усилия, – это, к примеру, чтение. Мы делали эфир на тему «нужно ли читать». Это как занятия спортом: ты совершаешь усилия и становишься здоровее. Так же работает и чтение: делаешь усилия, и твой мозг развивается. Это относится и к прослушиванию классической музыки, и к посещениям музея и театра. Есть несколько черт, которые отличают такой досуг:

  1. Медленное погружение. Просмотр клипов – это быстрое удовольствие. Чтение, прогулки по музею и просмотр спектакля – это медленное действие, оно даёт сигналы об удовольствии для мозга только потом, когда ты обработаешь какое-то количество информации.

  2. Усилие. Нужно применить усилие, чтобы читать, пройтись по музею, посмотреть спектакль.

  3. Понимание. Это самое главное, чем я планирую поделиться в книге «Коля в Третьяковской галерее» со своими читателями: понимание, на что посмотреть, чтобы получить удовольствие. Яркий пример – портрет Марии Лопухиной художника Владимира Боровиковского, в котором нужно поискать разные ракурсы. С одной стороны, она кажется надменной, а с другой – грустной. Когда мы ребёнку это показываем, он понимает, что это не просто портрет, а портрет, над которым можно поразмышлять.

  4. Нахождение в процессе. Не должно быть так, что один раз сходили и всё. У детей быстро всё забывается. Одни впечатления сменяются другими. В этот раз ребёнок обращает внимание на что-то одно, а в следующий – смотрит на другое. Лучше ходить не так долго – не до победного, но делать это чаще.

  5. Умение концентрироваться и анализировать. Когда ребёнок читает книгу, он соотносит события в ней со своей жизнью. Точно так же в музее: смотрит на картину и сравнивает с тем, что уже видел. Если он регулярно сталкивается с картинами в музеях или даже просто рассматривает их в интернете, обсуждает, и, самое главное – читает книги об искусстве, он учится концентрироваться на картине и анализировать её. Нужно начинать с самых простых моментов и потом потихоньку развивать это умение анализировать.

Привычка к интеллектуальному досугу формируется постепенно. Я хочу, чтобы дети видели, что есть что-то кроме быта, кроме ежедневных задач. Мир большой, и музеи помогают это понять. Он не состоит только из уроков, которые нужно сделать, прогулок, которые нужно совершить. Когда ребёнок своими глазами видит какой-нибудь старинный или даже древний предмет, этот мир над бытом становится осязаемым. 

Что даёт ребёнку интеллектуальный досуг

С. Смольнякова: Если говорить про работу издательства, то первые книжки, которые у нас вышли, – это считалки, короткие стихи, загадки. Знакомство с ним и есть первый интеллектуальный труд ребёнка – привычка не давать лениться уму, а не просто потреблять информацию, которой дети сейчас перегружены. Для того, чтобы научиться в ней разбираться, нужно прикладывать усилия. И все свои книги мы выстраиваем так, чтобы за ними стоял этот интеллектуальный труд.

Позже дети научатся отличать, что именно им не понравилось. Они будут понимать свои ощущения, знать, с чем их сравнить. Говоря про интеллектуальный труд, мне хочется вспомнить также книгу «Проект Счастье» Гретхен Рубен, которая исследовала, что делает нас счастливыми. Самое долгое ощущение счастья дают сложные проекты, для которых требуются большие усилия, хотя в процессе ты можешь быть не очень доволен. Вырабатывается привычка делать над собой усилия, преодолевать временный небольшой дискомфорт.

Так же вырабатывается привычка к интеллектуальному отдыху. Мозг уже знает, что тебе будет там хорошо. Даже если в процессе могут возникать недовольство, раздражение или скука, общее впечатление будет приятным, несмотря на такие моменты. Наши действия не обязательно должны приводить к какой-то выгоде. Важно уметь просто хорошо проводить время. Если мы говорим о детях, это один из важнейших навыков.

Ю. Кузнецова: Я заметила, что искусство даёт энергию. В книге «Коля в Третьяковской галерее» я описываю магический момент погружения героев в картину. Эту энергию ощущаешь, когда понимаешь, на что смотреть, знаешь историю создания. Одна из причин водить детей по музеям – возможность учить их воспринимать, ловить энергию.

С. Смольнякова: Когда у тебя есть точка входа, это узнавание, даже если ты ходил в какой-то один музей, то, придя в другой, ты сможешь найти параллели. Важно понимать, что это не разовая акция, а один из видов досуга, универсальный для любого возраста.

Ю. Кузнецова: Такие походы объединяют не только детей, но и родителей. Как и чтение вслух. Я помню, как мы с сыном вслух читали книгу Зули Стадник «Чижик всё исправит!» про волшебный пылесос. И мы обсуждали, что бы он сделал, если бы у него был этот пылесос. То же самое и с музеями происходит. Там мы получаем материал для обсуждений, и это делает нас с ребёнком ближе. И самому ребёнку приятно быть в компании взрослого, который ни на что не отвлекается, а находится с ним внутри этого пространства. 

Гнёздышки и якоря

Ю. Кузнецова: Я умею делать «гнёздышки» в музее вокруг ребёнка. Когда мы вдвоём, можно максимально настроиться на него, понять, когда ему уже хватит, и точно знать, на что ему будет интересно посмотреть. Я слежу, чтобы у него было удобная одежда, чтобы он был сыт, чтобы ему было комфортно находиться в музее, предупреждаю заранее о правилах поведения. И тогда ребёнком уже движет чувство любопытства. А я делюсь информацией, которую могу посмотреть на каких-то стендах или погуглить. Если в этой ситуации комфортен аудиогид, значит, берём аудиогид. Замечаю, когда информации достаточно и можно уходить. Самое главное – чувствовать эти состояния.

В книге Коля ходит по Третьяковской галерее с мамой, грачихой Фаней и роботом Бутом. Они своим «гнёздышком» путешествуют по музею. И читателей я тоже беру в это «гнёздышко». В нём комфортно находиться, приятно и весело. Я думаю, внутри этой книги всем будет хорошо. В том числе благодаря иллюстрациям и репродукциям картин.

С. Смольнякова: Это очень хороший образ, потому что картины создают ощущение уюта, приятной компании. Эту книгу мы делаем с богатым иллюстрированием, процесс довольно непростой: показать, что всё, что там отражено, соответствует действительности. Книга даёт представление не только тем, кто ходит в Третьяковскую галерею, но и тем, кто по какой-то причине не сможет туда пойти.

Несколько раз мы ходили путём, который описан в этой книге, в разных составах и находили мостики от одной картины к другой. Это не путеводитель и не каталог, а художественная книга, которая приглашает отправиться в путешествие по залам Третьяковской галереи и окружает тебя теплом, любопытством, радостью. Ты погружаешься в эту книгу: с одной стороны, изучаешь, с другой – находишься в надёжной компании. Ощущение детской радости возникает, когда читаешь, даже когда ты уже взрослый человек.

Ю. Кузнецова: Читать эту книгу можно с нуля, вообще ничего не зная об искусстве. Неважно, находитесь ли вы в Москве, были ли в Третьяковской галерее: в любом случае вы прочувствуете эти картины.

С. Смольнякова: Небольшой поход, который совершают герои, – это полноценная экскурсия. Мы внимательно изучили книги по искусству, которые продаются, и похожей не видели. Эта книга – тот самый весёлый увлекательный экскурсовод, после которого ребёнок скажет: «классный музей, пошел бы ещё, мне хочется в таком виде искусство изучать».

Ю. Кузнецова: Я вижу эту книгу как лайнер: ты поднимаешься на него, будучи читателем, и плывешь. И, конечно, нужно иметь якорь на этом корабле, чтобы слишком далеко не унесло, чтобы мы могли остановиться и понять свои ощущения. С моей точки зрения, в любом походе в музей самый лучший якорь – это книга. Самый понятный и близкий. Нечто осязаемое. Как пример я могу привести книгу «Сирены, кентавры, горгоны» Марии Лукьянцевой, которая работала в Пушкинском музее. Мы каждый раз, когда в него идём, берём эту книгу с собой. Дети заново её читают, обращают внимание на новые аспекты. И она прочно ассоциируется с музеем, как кусочек музея внутри себя: в музее же ничего нельзя трогать руками, только смотреть. А детям всё хочется потрогать, потому что они кинестетики.

«Коля в Третьяковской галерее» – это мощный якорь, который позволит погрузиться в искусство, ощутить его при походе в музей и забрать это ощущение с собой.

С. Смольнякова: Получается, «Коля рисует» – книга про становление маленького ребёнка через живопись, его упражнения в ней. А «Коля в Третьяковской галерее» – это путешествие, когда ты прикасаешься к результату интеллектуального труда и духовной жизни других людей. Это не только исследование искусства, но и исследование своих ощущений, себя. Очень много литературных и исторических сюжетов можно найти в экспонатах Третьяковской галереи. Благодаря книге дети могут с ними познакомиться раньше, и это упростит восприятие информации, которую ребёнок получает в школе.

Ю. Кузнецова: Сильная эмоциональная привязка к книге разжигает интерес. Мама, робот, который любит всё измерять, гиперэмоциональный персонаж – грачиха, которая ахает и охает. Палитра персонажей помогает ребёнку с кем-то себя ассоциировать, цепляться за сюжет, кого-то жалеть, кому-то сочувствовать, кто-то даже будет раздражать. Я уверена, что книга «Коля в Третьяковской галерее» влюбляет в искусство именно благодаря эмоциональной привязке к персонажам и их истории.

С. Смольнякова: Персонажи показывают, что искусство вызывает очень разные эмоции. Это нормально, когда что-то нравится, а что-то не нравится. Сейчас музеи таким образом устроены, что на каждую эмоцию создают некий «якорь». С точки зрения школьников Третьяковская галерея является собранием шедевров: они будут упоминаться, дети будут изучать эти картины, читать на уроках истории. А с таким спутником, как наша книга, это будет легко, приятно и обязательно захочется ещё!

Послушать подкаст полностью можно по ссылке: https://band.link/7sxvy