Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

26.10.2021

Как научить ребёнка быстро и правильно читать?

Начиная читать самостоятельно, дети быстрее расширяют словарный запас и соответственно – эффективнее развивают мышление. Однако с поступлением в школу простого умения читать может быть недостаточно. Современные образовательные программы направлены на освоение большого количества новой информации. Именно поэтому в возрасте от шести до десяти лет важно научить ребёнка читать быстро и качественно.

В школе скорость чтения обычно измеряется количеством слов, прочитанных за минуту. А насколько внимательно школьники читают эти тексты педагоги могут определить при помощи наводящих вопросов. Скорость чтения первоклассников, как правило, составляет 30-40 слов в минуту, второклассников – 50-60 слов, в третьем классе этот показатель составляет 70-90 слов, а к четвёртому скорость должна составлять примерно 100-120 слов в минуту.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В средней и старшей школе программа становится сложнее и насыщеннее, соответственно и скорость чтения должна расти. Как правило, взрослые читают со скоростью равной 200 словам в минуту. Это средний показатель, который помогает лучше воспринимать новую информацию.

Что же делать, чтобы с возрастом дети не только пришли к этому «взрослому» показателю, но и превысили его?

1. Ежедневные упражнения

Скорочтение, как и любой другой навык, требует практики. Чтобы научиться читать быстрее, нужно в первую очередь читать как можно больше. Это не значит, что ваш ребёнок должен проглатывать по целой книге в день и вовсе не отрываться от книжных страниц. Напротив – он может читать не более 15-30 минут в сутки, но при этом тренироваться нужно каждый день. Иначе желаемого результата не добиться.

2. Забота о здоровье

Скорость чтения и понимание текста напрямую зависят от того, насколько хорошее зрение у вашего чада. Так что следите за тем, чтобы ребёнок правильно питался, не переутомлялся, не читал при неподходящем освещении и в других неблагоприятных обстоятельствах. Впоследствии такая осторожность не только улучшит навыки чтения, но и в целом окажет позитивное влияние на здоровье ребёнка.

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

3. Развитие словарного запаса

Сложно добиться правильного восприятия текста, если ребёнок не понимает большую часть присутствующих там слов. Читая текст с большим количеством новой лексики, дети часто спотыкаются о незнакомые слова и либо пропускают их (что влияет на понимание), либо пытаются узнать их значение (что замедляет скорость чтения). Развитием словарного запаса ребёнка стоит заниматься, начиная с первых лет жизни. Старайтесь объяснять ребёнку непонятные слова, читать с ним больше книг и узнавать как можно больше нового. Как правило, эрудированные дети читают намного лучше и быстрее.

4. Осознанное чтение

Вырабатывайте у ребёнка привычку читать осознанно. Лучшими способами для этого являются пересказ фрагментов текста или обсуждение прочитанного. Можно начинать повторять совсем небольшие кусочки, постепенно развивая не только речь и скорочтение, но и память. А после – в непринуждённой атмосфере обсудить прочитанное. Например, вы можете обменяться мнениями о самых интересных моментах книги перед сном. Такое маленькое упражнение также поможет развить речь и улучшить отношения с ребёнком.

Изображение my best in collections - see and press с сайта Pixabay

5. Специальные упражнения

В наше время существует бесчисленное множество специальных упражнений для обучения скорочтению. Также можно найти разнообразные курсы, как непосредственно в вашем городе, так и в интернете. Так что, если необходимо в довольно краткие сроки увеличить скорость чтения ребёнка – всё в ваших руках.

Развивать словарный запас и навыки чтения можно с самых первых лет при помощи яркой и красочной книгой Зины Суровой «Русские народные загадки в картинках»  или сборником авторских считалок «За волной волна» Михаила Лукашевича.

Но самое главное в обучении – оно должно быть добровольным. Вряд ли хоть какой-то из предложенных методов будет эффективен, если применяться он будет «из-под палки».