Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

24.11.2023

Как разумное потребление сделает жизнь ребёнка лучше?

Разнообразие мира вокруг нас создаёт много соблазнов. Даже взрослые не всегда могут им противостоять, что уж говорить о малышах. Им сейчас ещё сложнее, чем их родителям в детстве, ведь в эпоху глобального потребления так много источников информации, которые умело используют маркетологи.

Хорошая новость состоит в том, что в наших силах рассказать ребёнку, как с этим справляться. Говорить о последствиях нерациональных покупок и непродуманного потребления важно. Обсуждение темы разумного потребления поможет детям научиться делать выбор, принимать осознанные решения и заботиться о планете с ранних лет.

Отличным помощником в этом деле станет и книга: сейчас на тему разумного потребления стали писать всё больше даже для детей. В нашем издательстве вышел сборник рассказов «Маленькое Голубое Платье» писательницы Майи Бессоновой. Вместе с главной героиней – шестилетней Розой – маленькие читатели узнают, как нужно относиться к вещам и что заботиться об окружающем мире совсем не сложно.

Итак, как же мы можем заинтересовать ребёнка темой разумного потребления? Вот несколько проверенных способов от психологов и педагогов.

1. Личный пример

Покажите ребёнку, что вы и сами придерживаетесь принципов разумного потребления. Когда совершаете покупки, объясняйте, почему берёте конкретно эти вещи и почему именно в таком количестве. Можете приходить в магазин со своими сумками и пакетами, чтобы не покупать новые. Не выбрасывайте одежду, и если она порвалась, покажите, что её можно зашить.

В книге «Маленькое Голубое Платье» взрослые по-разному относятся к вещам, и видно, как дети берут с них пример. Девочка Лиза из рассказа «Побег Белой Футболки» небрежно обращается со своей одеждой, потому что знает, что если её испачкает, ей купят новую: «Я у Лизы уже четвёртая белая футболка! Если Лиза пачкает или рвёт вещи, её мама их просто выкидывает!» 

Мама и бабушка главной героини, наоборот, бережно обходятся с вещами, не выбрасывают их, даже если они портятся, а стараются починить или дать одежде новую жизнь. И сама Роза тоже аккуратна и внимательна.

2. Новая жизнь для старых вещей

Придумайте вместе с детьми новую жизнь для ненужных или старых вещей. К примеру, сшейте подстилку для животного из одежды, которая порвалась или износилась.

Либо, как герои книги «Маленькое Голубое Платье», сделайте из носков мячики для игр дома:

«Смотри, Роза, сколько непарных носков»! – воскликнула мама, разложив на ковре носки и колготки... Она собрала оставшиеся носки, набила их чем-то белым и мягким и зашила отверстия. Получились мягкие и лёгкие мячики».

А бабушка Розы распустила старый свитер, который девочка не очень любила, и связала из этой пряжи новый.

Кстати, психологи отмечают, что этот способ хорош, потому что ребёнок не только освоит навыки разумного потребления, но и сможет развить творческие способности, креативность и мелкую моторику. Так дети учатся самостоятельно решать задачи и генерировать идеи. Процесс изготовления чего-то из старых вещей довольно простой, но не сомневайтесь – у малыша всё получится. А значит, вырастет и его уверенность в себе. Главное – не забывайте хвалить ребёнка.

3. Финансовая грамотность для самых маленьких

Не нужно разъяснять все тонкости, достаточно сказать, что вещи, будь то продукты, мебель, и многое, что нас окружает, мы покупаем, а количество денег не безгранично. Чаще предлагайте ребёнку выбор, обсуждайте, как расставлять приоритеты. Расскажите, что ещё можно купить на деньги, которые стоит вещь, которую он хочет.

4. Экологическое сознание

Заботьтесь об окружающей среде вместе с детьми. Заметили мусор на улице? Заберите его с собой и выбросите в урну. Так ребёнок увидит, что помогать планете легко, и он сам в силах это сделать.

Отлично, если у вас в городе есть возможность раздельного сбора отходов. Покажите ребёнку, как это работает. К примеру, можно вместе сходить и сдать батарейки в пункт приёма.

Объясняйте детям, как утилизируются разные предметы. При покупке изделий из пластика обсуждайте, как поступать с ними после использования.

Расскажите, что некоторые товары могут наносить вред природе и животным. Так вы приучите ребёнка выбирать экологичные варианты покупок.

5. Понимание ценности вещей

Важно дать понять, что вещи имеют не только материальную, но и эмоциональную ценность. Объясните ребёнку, что предметы одежды или игрушки могут быть связаны с определёнными воспоминаниями или чувствами, и что не всегда, чтобы испытать радость и счастье, нужно покупать новые вещи.

Роза очень любит своё маленькое голубое платье, надевает его на все праздники и всячески бережёт. Когда девочка немного выросла из платья, мама его стилизовала, и оно стало основой новогоднего костюма, и не пришлось покупать лишнюю одежду: «Через полчаса Платье было не узнать: обшитое по низу серебряной и голубой мишурой, с блестящими снежинками на груди и пушистыми меховыми манжетами, оно превратилось в настоящий сказочный наряд! Счастливая Роза вертелась перед зеркалом, Платье нежно обнимало её».

6. Развитие критического мышления

Обсуждайте с детьми рекламу и приёмы, которые вы в ней замечаете. Спрашивайте об их впечатлениях от неё. Если ребёнок хочет какую-то вещь, спросите, зачем она нужна ему и как поможет улучшить жизнь. Так вы поймёте детские потребности и сможете предложить другие варианты того, как их можно удовлетворить. В будущем ребёнок сам станет задумываться о том, зачем на самом деле ему нужна та или иная вещь. 

7. Ограничение экранного времени

Если ребёнок долго сидит перед телевизором или в интернете, он с большой вероятностью захочет вещь, которую там увидит. Ограничение экранного времени помогает решить и эту проблему, но вам обязательно нужно предложить альтернативу экранному времени: какое-то задание, игру или книгу.

8. Не выбрасывайте старые вещи, а отдавайте их

Расскажите ребёнку о том, что вещи, из которых он вырос, могут пригодиться другим. Узнайте о пунктах приёма одежды и игрушек в вашем городе и отнесите с детьми туда то, что больше не носите.

Писательница Майя Бессонова в нескольких рассказах поднимает тему того, как вещи попадают к новым хозяевам. Например, джинсы: «А потом наша Элла выросла. Стала высокая-высокая. Как пальма. И в один день она нас целовать и уносить. – В мусорку? – воскликнула Рубашка. – Что такое «мусорка»? Нет, – ответили Джинсы, – нас с велосипедом Элла относить на склад. Такое место, куда одни люди относить уже ненужные вещи, а другие – приходить и выбирать, что им нужно».

Главная героиня Роза тоже научилась поступать с вещами вдумчиво. Она выросла, и любимое платье стало ей мало. Но девочка обращалась с ним бережно и поэтому знала, что его история не заканчивается и оно сможет подарить радость его новой владелице.

Именно родители – главный пример для ребёнка в формировании его привычек и мировоззрения. А в современном  мире, помимо соблазнов, есть и то, что поможет нам говорить с детьми о разумном потреблении и подавать хороший пример. Давайте сделаем всё, что в наших силах, для того, чтобы ребёнок вырос осознанным и заботился о планете, на которой он живет!