Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

04.10.2021

Как помочь малышу заговорить

Бытует мнение, что самый простой и эффективный способ «разговорить» ребёнка 1-3 лет – как можно больше и дольше ему что-то рассказывать. Правда практика показывает, что как раз этим помочь малышу развить речь крайне трудно.

Многие родители, мечтая о том, чтобы пассивный словарный запас чада пополнялся ежедневно, пытаются дать ему как можно больше слов. И только представьте, как тяжело бедному малышу, который ещё даже не может попросить минутку тишины.

Однако как же тогда помочь ребёнку развить такие необходимые в жизни навыки общения? Чем и как можно его воодушевить? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье с помощью следующих пунктов.

Photo by  Alexander Dummer on  Unsplash

1. Практикуйте двустороннее общение.

С самого момента рождения ребёнка эксперты рекомендуют уделять при коммуникации внимание не только комментариям своих собственных действий («Сейчас я возьму тебя на руки» и пр.), но и невербальным сигналам, которые подаёт ребёнок. Старайтесь понять, почему ребёнок плачет, хмурится или кричит. Задавайте ему вопросы и давайте ему время на их обработку. Важно, чтобы ребёнок понимал, что окружающим интересно знать его мнение, чувства и мысли. Таким образом, собственным поведением вы покажете, что верите в его силы и не можете дождаться, когда он сам сможет выразить свои чувства.

Photo by  Shirota Yuri on  Unsplash

2. Говорите своим голосом и от первого лица.

Особенно часто мамочкам тяжело удержаться от сюсюканий и заискивающего тона. И действительно, общаясь с ребёнком, необходимо помнить, что вы говорите не со взрослым человеком, а совсем ещё с малюткой. Только необязательно при этом использовать исключительно уменьшительно-ласкательные формы и фразы по типу «сейчас мама возьмёт тебя на ручки» – достаточно просто говорить медленно.

Разговаривая своим нормальным голосом, мы напоминаем себе, что общаемся с полноценной личностью. Так мы демонстрируем ребёнку, какого именно результата от него ждём – правильной медленной речи. И чем понятнее и проще будут слова, которые мы используем, тем быстрее ребёнок их усвоит. Да и постоянные напоминания о том, кто здесь мамочка, а кто папочка, ребёнку на самом-то деле не нужны. Он это и так прекрасно знает.

Photo by  Ostap Senyuk on  Unsplash

3. Говорите о реальных и по-настоящему значимых вещах.

Учить новые слова лучше в процессе. Когда мы берём мячик, показываем на него и говорим, что этот предмет называется мячик, мы не так уж сильно помогаем ребёнку в развитии словарного запаса. Слова и связанные с ними понятия гораздо быстрее усваиваются в контексте. И вместо того, чтобы снова и снова проделывать подобные манипуляции, попытайтесь составить короткое, но ясное предложение с новым словом.

Например: «Сейчас ты дотянулся до этого красного мячика, толкнул его и он закатился под стол». Как и все мы, дети проще запоминают то, что им интересно и их волнует. Ключевые слова «красный», «закатился», «дотронулся» свяжутся в его голове в полноценную историю с деталями. Только прежде, чем начать что-то комментировать, убедитесь, что ребёнок вообще обратил на это внимание.

Photo by  Tanaphong Toochinda on  Unsplash

4. Читайте книги и рассказывайте истории.

Ничто так не помогает в освоении и усвоении новой информации, как искренний и живой интерес. Поэтому читая сказку на ночь, позволяйте ребёнку рассматривать страницы столько, сколько ему это будет необходимо. Не спешите как можно скорее закончить историю и перелистнуть страницу – позвольте малышу погрузиться в свои размышления и построить собственную ассоциативную цепочку.

Обязательно обсудите заинтересовавшую ребёнка иллюстрацию и поделитесь мнением. И даже если содержание книги ребёнку совсем не интересна, и ему гораздо веселее вертеть её в руках и смотреть вверх тормашками – не мешайте. Самое важное в этой ситуации помнить, что ребёнок лучше вас знает, готов он к чтению и слушанию или нет. Ориентируйтесь на его реакцию и никогда не заставляйте приобщаться к книгам через силу.

И, конечно же, читайте ребёнку правильные книги, соответствующие его возрасту. Начать можно с самых простых литературных форм. На помощь в этом вам придут следующие книги: сборник авторских считалок «За волной волна», книга-игрушка «Русские народные загадки в картинках» и сборник трогательных стихов «Зима-Зима-Зимагия».

5. Не забывайте замедляться.

Этот совет касается не только речи, но и жизни в целом. Некоторым особенно реактивным родителям не мешало бы развесить по всему дому напоминания о том, что пора немного успокоиться и снизить темп. Детям гораздо комфортнее находиться в компании родителей, когда те никуда не торопятся и готовы проводить с ними время. Особенно благотворно снижение скорости влияет на овладение речевыми навыками. Не забывайте, что дети внимательнее слушают и быстрее воспринимают именно медленную речь.

Уже на следующей неделе в продолжении этой статьи мы расскажем нашим читателям, что ещё может помочь развить речевые навыки ребёнка.