Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

23.11.2021

Как то, что ребёнок испытывает, влияет на его развитие?

Как только ребёнок появляется на свет, все те чувства и ощущения, что он испытывает, помогают ему развиваться и формировать свой характер. Большую роль в развитии, конечно же, играет генетика, но нельзя упускать из вида такой важный фактор, как среда, в которой ребёнок растёт.

Ведь генетика – это лишь набор определённых качеств и наследственных особенностей. Она представляет собой материал, из которого в будущем и создастся новая личность. Однако направление её развития зависит от того, в каких условиях ребёнок растёт.

Photo by  Wesley Tingey on  Unsplash

Проще говоря – то, что ребёнок испытывает в период взросления, влияет на то, каким человеком он станет. Чувственный опыт начинает формироваться на уровне ассоциаций. На этом этапе ребёнок учится видеть связь между окружающими его вещами и явлениями. Самый очевидный пример формирования таких ассоциативных связей – это опыт с собакой Павлова. Точно по такой же логике формируется связь и в голове у ребёнка. Так, только увидев свою бутылочку, ребёнок понимает, что сейчас его будут кормить.

На следующем этапе он начинает испытывать не только реакцию на стимул, но также усваивает и запоминает, какие действия приводят к похвале, а за какие его будут ругать. Таким образом дети пополняют свою личную коллекцию чувственного опыта, а родители начинают помогать им формировать правильные привычки и установки. Ведь на первых порах шансы того, что ребёнок будет чаще делать то, за что его однажды похвалили, очень высоки.

Photo by  Jonathan Borba on  Unsplash

Можно сказать, что практически всё, что ребёнок видит, слышит и чувствует, он использует в качестве очередного кирпичика в строительстве своего самосознания. Подрастая, дети как губка впитывают всю ту информацию, что их окружает, учась на примерах поведения своих родителей, братьев, сестёр и других близких им людей. Впоследствии так же жадно они начинают поглощать информацию из видеоигр, фильмов, мультиков и книг. Именно на этом этапе исключительно важно следить за тем, в какой среде растёт ваш ребёнок.

Поэтому на всех шагах развития родители, для того чтобы заложить у ребёнка правильные и здоровые ассоциативные и логические связи, должны на своём примере помогать ему учиться правильно реагировать. Особое внимание следует обратить на следующие пункты:

1. Родители

У ответственных, спокойных, заботливых и внимательных родителей растут уверенные в себе и своих силах дети. Пока в семьях, где мама и папа часто отвлекаются на проблемы с работой, деньгами или взаимоотношениями, воспитываются крайне тревожные личности, неспособные справиться со многими жизненными вызовами.

2. Ровесники

Чем старше ребёнок, тем сильнее он отдаляется от матери и тем больше влияния на него имеют сверстники. К моменту, когда дети попадают в свой первый коллектив, у них уже должен быть сформирован набор правильных реакций и ассоциаций. Если родители ответственно исполняли свою роль, окружая ребёнка любовью и пониманием, то гораздо меньше шансов, что он попадёт в плохую компанию или же не сможет справиться с нападками со стороны своих товарищей по коллективу.

Photo by  Piron Guillaume on  Unsplash

3. Школа

В школе дети контактируют не только с ровесниками, но и с людьми гораздо старше или младше их самих. Это один из основополагающих этапов развития. То, как будет восприниматься процесс обучения, зависит от многих факторов. Тут снова нельзя упускать из виду генетический вопрос, так как родители и педагоги ни в коем случае не должны закрывать глаза на признаки дислексии или дисграфии. Однако ровно в такой же степени важно и отношение к учёбе, которое транслируют ребёнку взрослые. Атмосфера в школе и дома должны быть дружелюбной и располагающей к работе.

4. Культура

К этому и без того сложному и разношёрстному набору чувств и ощущений, полученных от разных носителей на разных жизненных этапах, также прибавляется ещё и культурный контекст. Представители каждой культуры передают своим детям конкретные ценности и взгляды. Так, в некоторых социальных группах главную роль играют личные достижения, а в других – благо общества. Системы ценностей отличаются также и у людей с разным доходом, социальным положением и образованием. Представителям группы важно передать ребёнку сбалансированный опыт, не кидаясь в крайности.

Убедитесь, что ваши дети учатся на правильных примерах и выбирают себе исключительно позитивные ролевые модели, с книгами нашего издательства.

На сайте «Архипелага» вы найдёте издания с качественной полиграфией, лёгкими и увлекательными текстами и героями, заражающими оптимизмом, любовью к жизни и уважением к окружающим. От рассказов для малышей «Детский сад на колёсиках» до сборника поэзии абсурда для подростков «Очумелый птиц» – каждый ребёнок найдёт себе что-то по душе.